Декретом предусмотрены следующие основные новеллы, призванные сделать ведение бизнеса в Беларуси более простым.
1. До 2020 года запрещено повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов (пошлин) (кроме повышения (индексации) ставок налогов, установленных в белорусских рублях, которое возможно в целях их адаптации к инфляционным процессам). Ставки земельного налога, акцизов установлены в белорусских рублях, поэтому могут изменяться. Налоги также могут быть повышены, если международные договоры, участницей которых является, либо станет Республика Беларусь, предусматривают такое повышение.
2. С 1 января 2018 г. снимается запрет на применение упрощенной системы налогообложения интернет-магазинами.
3. С 26 февраля 2018 г. не нужно согласовывать с местными исполнительными и распорядительными органами режим работы для всех розничных торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, торговых центров, рынков, кроме случаев, когда работа таких объектов организуется в период времени после 23:00 и до 7:00.
4. С 26 февраля 2018 г. не подлежит согласованию с исполкомами содержание наружной рекламы и рекламы на транспорте.
5. С 26 февраля 2018 г. субъекты хозяйствования (индивидуальные предприниматели и юридические лица) вправе не использовать печать. При этом не решен вопрос о том, обязательно ли использование печати субъектами хозяйствования, в случаях, когда проставление печати на документе прямо установлено специальным законодательством (например, проставление печати в трудовой книжке, на выдаваемой работнику справке о доходах, в договоре купли-продажи недвижимости и пр.).
6. С 26 февраля 2018 г. возможно только одно основание для привлечения к субсидиарной ответственности – это виновные (умышленные) действия учредителя (собственника имущества) и (или) директора, в результате совершения которых организация стала банкротом. Суды больше не смогут привлекать директоров, учредителей, ликвидатора к субсидиарной ответственности за несвоевременную подачу заявления о банкротстве или за бездействие, повлекшее банкротство. Управляющему в деле о банкротстве для привлечения учредителей и (или) директоров организации-банкрота необходимо будет доказать, что ответчиками совершались конкретные активные действия (например, заключались на заведомо не выгодных условиях сделки, совершалось уклонение от уплаты налогов), а также доказать причинно-следственную связь между такими действиями и наступлением неплатежеспособности организации-банкрота. Чтобы привлечь кого-либо к субсидиарной ответственности по долгам банкрота, нужно будет доказать, что именно это лицо довело организацию до банкротства. Нельзя будет привлечь к субсидиарной ответственности, если руководитель участник (собственник имущества организации) не рассчитал коммерческие риски, и это стало причиной банкротства.
7. С 26 февраля 2018 г. субъекты хозяйствования вправе использовать для размещения производственных, торговых объектов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания, офисных помещений объекты недвижимого имущества, не соответствующие требованиям к их проектированию и строительству, предусмотренным техническими нормативными правовыми актами, если на дату ввода в эксплуатацию такие объекты недвижимого имущества соответствовали заявленным требованиям.
8. С 26 февраля 2018 г. субъекты хозяйствования вправе использовать объекты недвижимого имущества по назначению, отличному от назначения, указанного в документах Единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, если при этом не нарушаются права и законные интересы граждан и других субъектов хозяйствования. При этом в нежилых помещениях жилых домов не допускается размещение объектов, предусмотренных в части первой пункта 9 статьи 21 Жилищного кодекса Республики Беларусь в соответствии с положениями которого не допускается размещение в помещениях, переведенных в нежилые, промышленных производств, а также объектов, которые являются источниками выделения вредных веществ, шума и вибрации в размерах, превышающих установленные нормативы, оказывают негативное влияние на окружающую среду, условия проживания в жилом доме других граждан и могут привести к распространению инфекционных заболеваний, в том числе:
- пунктов приема посуды;
- бань, саун, химчисток и прачечных (кроме приемных пунктов и прачечных самообслуживания производительностью до 75 килограммов белья в смену);
- автоматических телефонных станций общей площадью более ста квадратных метров, предназначенных для телефонизации жилых домов;
- похоронных бюро, магазинов ритуальных услуг;
- дискотек;
- физкультурно-оздоровительных комплексов общей площадью более ста пятидесяти квадратных метров;
- пунктов временного содержания животных, приютов и гостиниц для животных.
9. С 26 февраля 2018 г. арендаторы вправе выполнять строительные работы при капитальном ремонте и работы по технической модернизации в арендуемых помещениях без разрешительной документации.
10. С 26 февраля 2018 г. перестает быть обязательной процедура закупки при строительстве за частные деньги. Если финансирование строительства осуществляется за счет бюджета, процедура закупки сохраняется и должна быть соблюдена.
11. С 26 февраля 2018 г. разрешены автомобильные перевозки без оформления путевых листов.
12. С 26 февраля 2018 г. вступают в силу установленные Декретом обязательные минимальные требования для соблюдения всеми субъектами при осуществлении экономической деятельности и становятся необязательными действующие до этого нормативные акты, устанавливающие требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические требования, требования в области охраны окружающей среды и в области ветеринарии. Декрет также устанавливает, что все обязательные ТНПА будут в свободном доступе. Планируется публиковать их на Национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь (http://pravo.by).
13. С 26 февраля 2018 г. перестает быть обязательным применение правовых актов СССР и БССР, регулирующих порядок и условия осуществления экономической деятельности.
14. С 26 февраля 2018 г. применение Технических кодексов установившейся практики и государственных стандартов остается обязательным только в военной сфере, сфере защиты государственных секретов, в области использования атомной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, электросвязи или если это прямо установлено в законодательстве или в техническом регламенте.
15. Пункт 6 Декрета устанавливает административную ответственность руководителя юридического лица за непринятие руководителем юридического лица необходимых мер по надлежащей организации деятельности этого юридического лица в соответствии с установленными законодательством требованиями, повлекшее причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью. За такое нарушение предусмотрено наложение штрафа в размере от десяти до двухсот базовых величин. Пункт 6 Декрета вступает в силу после того, как в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях будут внесены изменения и будет включен в него этот состав административного правонарушения.