По общему правилу, экспедитор несет ответственность перед клиентом за несохранность (утрату, недостачу, повреждение (порчу)) груза только в случае принятия груза в свое ведение (ст. 27 Закона Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 13.06.2006 № 124-З).

Принятие экспедитором в свое ведение груза удостоверяется отметкой в ТТН/CMR-накладной или выдачей расписки экспедитора. Примерная форма и порядок выдачи расписки экспедитора установлены Правилами транспортно-экспедиционной деятельности.

При этом обязательными условиями возмещения вреда экспедитором являются следующие обстоятельства:

во-первых, повреждение или утрата груза должны произойти после принятия груза в ведение экспедитора и до его выдачи грузополучателю или иному лицу, уполномоченному на получение груза;

во-вторых, несохранность груза не должна быть вызвана обстоятельствами непреодолимой силы, то есть теми обстоятельствами, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (обязанность доказывать в суде наличие таких обстоятельств возложена на экспедитора).
 
Что делать в случае, если экспедитор не принимал груз в свое ведение, а лишь оказывал клиенту услуги по организации перевозки?
 
Здесь возможны два варианта.

1. Стоимость утраченного (поврежденного) груза будет взыскана с экспедитора, если по договору именно экспедитор обязан обеспечивать сохранность груза и при этом в договоре прямо, чётко и недвусмысленно указано, что «требования о возмещении убытков, вызванных несохранностью груза, предъявляются непосредственно к экспедитору, не принимавшему груз в свое ведение».

Рекомендуем грузоотправителям настаивать на включении таких положений в договор транспортной экспедиции.

2. Требование о возмещении убытков, вызванных несохранностью груза, необходимо предъявлять к перевозчику, если вышеуказанных положений об ответственности экспедитора в договоре не было. Основанием для предъявления требования к перевозчику будет служить договор перевозки, заключение которого подтверждается составлением ТТН/CMR-накладной.

Мы подготовим обоснованную, детально проработанную правовую позицию по делу и составим иск к экспедитору или перевозчику, если вам необходимо возместить стоимость утраченного или поврежденного груза.

Напишите нам: aksenovgroup@gmail.com

Запишитесь на консультацию по телефонам:
+375 (29) 694 60 22 (А1), +375 (29) 592 53 60 (МТС)

Доверьте подготовку документов опытным юристам!