Согласно ст. 27 Закона Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 13.06.2006 № 124-З по общему правилу экспедитор несет ответственность перед клиентом за несохранность (утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза только в случае принятия груза в свое ведение.

Принятие экспедитором в свое ведение груза удостоверяется отметкой в ТТН/CMR-накладной или выдачей расписки экспедитора (примерная форма и порядок выдачи расписки экспедитора установлены Правилами транспортно-экспедиционной деятельности).

При этом, для возложения на экспедитора ответственности также требуется чтобы:

-во-первых, утрата (повреждение) груза произошли после принятия груза в ведение экспедитора и до выдачи его грузополучателю или иному лицу, уполномоченному на получение груза;

-во-вторых, несохранность груза не была вызвана обстоятельствами непреодолимой силы (т.е. теми обстоятельствами, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело). Обязанность доказывать в суде наличие обстоятельств непреодолимой силы возложена на экспедитора.

В наиболее распространенной ситуации, когда экспедитор не принимает груз в свое ведение, а лишь оказывает клиенту услуги по организации перевозки, может иметь место два варианта:

1. Ответственность перед клиентом за несохранность груза несет экспедитор, если в договоре транспортной экспедиции прямо указано о том, что «требования о возмещении убытков, вызванных несохранностью груза, предъявляются непосредственно к экспедитору, не принимавшему груз в свое ведение».

2. Ответственность перед клиентом за несохранность груза несет перевозчик, если в договоре транспортной экспедиции отсутствует прямое и не подлежащее двузначному толкованию положение о возмещении убытков, вызванных несохранностью груза, непосредственно экспедитором (основание для предъявления требования к перевозчику – договор перевозки, заключение которого подтверждается составлением ТТН/CMR-накладной).

Таким образом, если договором транспортной экспедиции не предусмотрено предъявление требований о возмещении убытков, вызванных несохранностью груза, непосредственно экспедитору и экспедитор не принимал груз в свое ведение, то оснований для возложения на экспедитора ответственности за утрату (повреждение) груза не имеется (в таком случае, требования о возмещении убытков предъявляются напрямую к перевозчику).

Рекомендуем всем грузоотправителям в заключаемых договорах транспортной экспедиции, во-первых, возложить на экспедитора обязанность обеспечивать сохранность груза, а во-вторых, включить четкое и не подлежащее двузначному толкованию условие о возмещении непосредственно экспедитором убытков, вызванных несохранностью груза, чтобы иметь возможность взыскать с экспедитора стоимость утраченного (поврежденного) груза по вине привлеченного экспедитором перевозчика.

Если Вам требуется юридически правильно подготовить иск о возмещении убытков (стоимости утраченного (поврежденного) груза) и подготовить обоснованную и детально проработанную позицию по делу, то мы готовы Вам помочь. Телефон для связи + 375 214 43 11 88, 75 11 88.