Подробности:
Информация о движении административного дела:
- 20.05.2015 года на предпринимателя наложен штраф в размере 15-ти базовых величин (2 700 000 неденоминированных белорусских рублей), и конфискована стоимость перевозимого предпринимателем без фитосанитарного сертификата груза на сумму 290 935 754 неденоминированных белорусских рублей;
- предпринимателем добровольно уплачена сумма штрафа в размере 2 700 000 белорусских рублей;
- после уплаты штрафа юристами Аксёнов Групп в Межведомственную комиссию по освобождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней при Президенте Республики Беларусь составлено ходатайство об освобождении предпринимателя от уплаты стоимости перевозимого груза на сумму 290 935 754 неденоминированных белорусских рублей;
- рассмотрев ходатайство, межведомственная комиссия при Президенте Республики Беларусь освободила предпринимателя от уплаты 261 840 154 белорусских рублей стоимости перевозимого груза, оставалось неисполненным административное взыскание в виде уплаты стоимости товара в размере 29 095 600 белорусских рублей;
Таким образом, на дату подачи ходатайства о прекращении исполнения постановления по делу об административном правонарушении оставалось неисполненным административное взыскание в виде уплаты стоимости перевозимого без документов товара в размере 29 095 600 белорусских рублей.
Существо допущенного предпринимателем нарушения выразилось в транспортировке товаров в нарушение установленного законодательством порядка, а именно - без наличия требуемого сопроводительного документа – фитосанитарного сертификата.
Тогда как с 11.03.2016 года вступили в силу изменения и дополнения в Правила автомобильных перевозок грузов (утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от. 3.06.2008 г. №970), утвержденные Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 февраля 2016 г. № 158 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 02.03.2016, 5/41749) (далее по тексту - Правила).
В соответствии с п. 22 новой редакции Правил грузоотправитель не должен предъявлять груз к автомобильной перевозке в следующих случаях:
при выполнении международной автомобильной перевозки грузы товарного характера не оформлены международной товарно-транспортной накладной «CMR»;
на груз не оформлены соответствующие сертификаты, иные грузосопроводительные документы.
К грузосопроводительным документам, которые грузоотправитель обязан передать (обеспечить передачу) автомобильному перевозчику или его представителю, относятся, в том числе, сертификат соответствия качества (при автомобильной перевозке промышленных и продовольственных товаров); иные документы, которыми в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь должны сопровождаться грузы при автомобильной перевозке (в том числе фитосанитарный сертификат).
Пункт 22 Правил также устанавливает, что автомобильный перевозчик не должен принимать груз к автомобильной перевозке только в случае, когда груз создает угрозу безопасности дорожного движения, ограничивает водителю обзор, затрудняет управление грузовым транспортным средством и нарушает его устойчивость, закрывает внешние световые приборы, световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, создает шум, пылит, загрязняет дороги и окружающую среду.
Таким образом, пункт 22 Правил не запрещает перевозчику принять груз с не оформленными или не переданными ему грузоотправителем в соответствии с требованиями белорусского законодательства товарно-сопроводительными документами.
Пункт 353 Правил устанавливает, что автомобильный перевозчик обязан иметь при выполнении автомобильной перевозки грузов транспортные и грузосопроводительные документы (в случаях, когда их наличие предусмотрено законодательством Республики Беларусь), при этом проверять полноту наличия всех необходимых грузосопроводительных документов, переданных перевозчику грузоотправителем, автомобильный перевозчик не обязан.
Тогда как в соответствии с п.357 Правил именно грузоотправитель обязан оформлять в установленном порядке путевой лист и обеспечивать предоставление автомобильному перевозчику оформленных товарно-транспортных накладных, реестра товарно-транспортных накладных, создаваемых в виде электронных документов, товарных накладных, других транспортных и грузосопроводительных документов в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь.
Таким образом, действующие с 11.03.2016 года правовые нормы не обязывают перевозчика проверять правильность и полноту сопровождающих груз документов, поскольку такая обязанность установлена только для грузоотправителя. Поэтому перевозчик не должен нести административную ответственность в случае, если грузоотправителем ненадлежащим образом исполнена обязанность по предоставлению перевозчику сопроводительных документов на груз.
При таких обстоятельствах имеются основания полагать, что с 11.03.2016 года вступил в силу принятый Советом Министров Республики Беларусь акт законодательства, устраняющий противоправность допущенного предпринимателем деяния, за которое он привлечен к ответсвенности.
В соответствии с ч. 1 ст. 13.4 ПИКоАП Суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, вынесшие постановление о наложении административного взыскания, прекращают исполнение постановления в случае принятия законодательного акта, устраняющего административную ответственность, либо акта законодательства, устраняющего противоправность деяния.
Следовательно, с 11.03.2016 года возникло установленное ч. 1 ст. 13.4 ПИКоАП обстоятельство, являющееся основанием для прекращения исполнения постановления о наложении административного взыскания.
Основываясь на вышеизложенном, юристы Аксёнов Групп просили суд вынести постановление о прекращении исполнения Постановления о наложении административного взыскания по делу №105-12Ап/2015 от 20.02.2015 года в соответствии с ч. 1 ст. 13.4 ПИКоАП и направить его заявителю.
Поданное ходатайство было удовлетворено Экономическим судом Витебской области: в отношении предпринимателя исполнение Постановления о наложении административного взыскания по делу №105-12Ап/2015 от 20.02.2015 года о взыскании 29 095 600 белорусских рублей прекращено.
В итоге предпринимателем была уплачена только сумма штрафа в размере 2 700 000 неденоминированых белорусских рублей, уплачивать взысканную постановлением суда стоимость перевозимого груза на сумму 290 935 754 неденоминированных белорусских рублей благодаря составленным юристами Аксёнов Групп документам перевозчику не пришлось.